Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Росинка

Суббота, 18.05.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие умственных способностей детей ограниченными возможностями здоровья на интегрированном занятии

Развитие умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на интегрированном занятии

 

Классы коррекционно-развивающего обучения появились в наших школах, когда и педагоги, и родители осознали необходимость особого подхода к обучению детей, имеющих по тем или иным причинам трудности в учении и социальной адаптации. У этих детей свои особенности. Большинство из них самостоятельно не умеют анализировать, рассуждать и делать какие-либо умозаключения; наблюдается несформированность  речевых навыков – это изъян в дошкольном развитии ребенка; не соответствует техника чтения стандартным требованиям; огромные пробелы с почерком.

Учитель-словесник, работающий с классом коррекционно-развивающего обучения, должен активизировать все познавательные процессы учащихся, а для этого приходится искать, находить и использовать разные методы обучения, готовить ученика к комфортному существованию в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели. Учение – это труд учителя и ученика. В равной степени за свой труд несут ответственность  и учитель, и ученик. Учитель, не сумевший заинтересовать ученика своим предметом, не сможет научить его работать, добывать знания. В поисках пути развития ученика с нарушенным интеллектом все методы хороши. 

Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в социальной среде, я стараюсь помочь им понять свою  значимость через внеклассные занятия, используя методику интегрированного занятия на основе интеграции предметов русского языка, чтения, труда, рисования. Эта методика не новая.  Ее широко использовал Василий Александрович Сухомлинский. Он писал, что истоки способностей  и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. 

Объединение этих кружков «Словесное творчество» и «Волшебный крючок» приводит довольно-таки к хорошим результатам. Одновременно развиваются способности творить не только руками, но и улучшаются мыслительные процессы, а свои мысли дети учатся излагать на бумаге в виде творческих работ.

 Вспомните наше далекое прошлое. Когда наши предки на посиделки собирались,  они всегда занимались рукоделием, а между делом рассказывали друг другу небылицы. Так зародилось устное народное творчество. 

Общение в непринужденной обстановке развивает речь ученика гораздо больше, чем на уроках, так как ученики не боятся неправильно произнесенного слова, за которое учитель может снизить оценку. Плюсы кружка в условиях билингвизма в школе:  ученики учатся общаться друг с другом на двух языках,  обогащается словарный запас учащихся и на русском и на чувашском языках, исчезают пробелы психологического характера, связанные с неумением  излагать мысли на том или ином языке. Природа творчества требует, чтобы мы могли свободно выражать свои мысли и идеи в теплой дружеской обстановке. Такой социально-психологический климат, со своими идеями, смехом, весельем, спонтанным и импульсивным поведением под силу создавать нам, учителям.         Основными целями кружка являются:  создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения русскому языку на основе интеграции предметами труда, рисования; развитие образного и пространственного мышления, способности творчески подходить к процессу, находить неожиданные пути решения задачи; коррекция и развитие мыслительных операций через выполнение комплекса тренировочных упражнений, построенных по принципу динамичности восприятия; воспитание коммуникативной культуры школьника; поддержка и воспитание веры в свои силы слабоуспевающих  учеников по русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.    

Основные принципы  занятий – восприятие ученика как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение  и принятие его таким, какой он есть; внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности школьников, категорическое отсутствие критики и оценок; предоставление ребенку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения (такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности).

Казалось бы два несовместимых кружка «Волшебный крючок» и «Словесное творчество». Но роль кружка «Волшебный крючок» огромна в развитии письменной и устной речи учащихся. От степени развития мелкой моторики, а это происходит во время вязания, зависит почерк человека, улучшается память, зрительно-слуховое восприятие, развивается логическое мышление, также развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Ученые доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи ребенка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движение пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования речи.

 Любой кружок – это творчество, а творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Занятия творчеством гармонизируют эмоциональную жизнь ребенка, корректируют его поведение, помогая социализироваться в обществе.  Вообще в творчестве  не бывает правильных и неправильных ответов. Разве может быть платок с любовью  связанный маме сыном «неправильным», или сочинение «Минуты радости» ученика восьмого класса Антонова Евгения: «Однажды я подошел к кабинету русского языка и увидел, как вяжут дети крючком платки, салфетки. Они при этом увлеченно о чем-то рассказывали друг другу. Я зашел, немного посидел, мне захотелось тоже вязать. Когда-то я учился вязать, но забыл. Учительница  мне показала несколько узоров. Я попробовал и получилось. Научился читать схемы узоров. Я решил связать платок.

Впереди был праздник восьмого марта. Для себя решил – это будет самый настоящий подарок любимой маме. Я очень старался. Приходилось и распускать и заново вязать. Но к празднику я все-таки связал большой платок синего цвета. Это я специально выбрал такой цвет. Моя мама любит этот цвет. И вот наступил долгожданный день. Но мама не смогла в этот день приехать. Я огорчился, но учительница меня успокоила, сказала, что маме устроим сюрприз. Хорошо придумала учительница, мы подарили платок моей маме перед всей школой на родительском собрании. На глазах моей мамы появились слезы радости. Это и есть минуты моей радости».

Ученики, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к окружающему миру. Они сумеют преобразить свое бытие, свою жизнь в социуме и смогут обогатить ее. Какое удовольствие ученики получают от работы в кружке можно судить по их сочинениям. 

Дорогой подарок.

Оказывается,  я люблю вязание. Сначала я не умел вязать. Попробо-вал – получилось. Первый раз связал шарф. Сначала вязал квадраты, а соединить их мне помогли. Шарф получился красивый, белый с ярко-зеленой отделкой. Шарф подарил маме. Мама меня похвалила, и захотелось мне еще вязать. Потом связал шапку и подарил бабушке.  Бабушка носит шапку и всем говорит, что это связал внук. Теперь хочу вязать платок, думаю, получится.

На уроках я занимаюсь в столярной мастерской. У меня и там все получается хорошо. А там я вырезал доску и подарил маме. Мама меня поцеловала. Теперь я знаю, как дорого стоит такой подарок.   ( Потапов А.)

 

 

Поймала двух зайцев.

Не помню, как начала  вязать. Но однажды мне очень захотелось научиться вязать крючком. Я знала, что дети ходят к учителю русского языка, но я ее немного побаивалась. Мне казалось, что она очень строгая. Набралась смелости и подошла.

И я начала учиться вязать. Оказывается это очень интересно.  Салфетку свою первую связала, она лежит у меня на тумбочке. Она квадратная, разноцветная. Я поймала сразу двух зайцев:  и вязать научилась, и с учителем подружилась.

 Когда-нибудь у меня будет свой дом.  Я свяжу для дома коврик. На кухне у меня будут вязаные салфетки, а в шкафу платок, которым укроюсь от холода. А на стене будут висеть картины, вышитые моими руками. Я же люблю и вышивать. (Голубцова Е).

Моя главная задача, как учителя-словесника, – научить грамотно излагать свои мысли, меньше допускать орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки. В классах коррекционно-развивающего обучения содержание самого понятие «результат» – иное, не такое, как в классах обычных. Шаг вперед – два шага назад. Два шага вперед – только шаг назад. Это тоже результат, который достигается в результате труда учителя и ученика.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Людмила (25.03.2014)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: