Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Росинка

Суббота, 18.05.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

рабочие планы по русскому языку и литературе

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по русскому языку. 9 класс.

1.Пояснительная записка

Учебник:  Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для

9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений

 VIII вида. – М.: Просвещение, 2011.   (102 ч в год, 3 ч. в неделю)

Рабочая  программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем.

программы специальных (коррекционных)   образовательных   учреждений  VIII  вида  А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации.

     Программа по русскому языку в 5—9 классах специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мысли­тельной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяет­ся таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуника­тивная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

В программе структурно выделяются два раздела: «Грам­матика, правописание, развитие речи» и «Чтение и развитие речи». Эти разделы включают учебные темы, а также пере­чень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.

Требования к контролю и оценке знаний определены дву­мя уровнями в зависимости от учебных возможностей школь­ников: 1-й уровень предполагает овладение программным ма­териалом по указанному перечню требований; 2-й уровень предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Грамматика, правописание и развитие речи

2.Общая характеристика учебного предмета

  Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
      Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
      Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
      Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
      В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
      Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
      С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
      При изучении темы «Текст» у учащихся 5—9 классов формируются следующие умения:
      • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
      • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
      • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
      • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
      • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
      • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
      • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
      • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
      Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
      Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В  частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
      Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

3.Место предмета.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего102 часов за учебный год.

4.Содержание учебного предмета

Предложение. Текст

         Повторение. Простые и сложные предложения без сою­зов и с союзами и, а, но. Знаки препинания.

     Обращение. Использование обращения в диалоге.

Использование простых и сложных предложений в струк­туре текста.

   Дополнение текста недостающими сведениями (фактами, примерами) с опорой на рисунок.

Текст. Повторение пройденного.

   Состав слова 

 Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.

  Сложные слова с соединительными гласными и без них.  Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

Использование в тексте сложных и сложносокращенных слов.

Текст. Повторение пройденного.

Части речи

  Существительное. Значение существительных в речи. Смысловые группы существительных.

  Составление сочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.

   Несклоняемые существительные. Определение их род. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых существительных.

  Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.

    Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

 Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных.

Включение прилагательных в описание портрета (с onорой на иллюстрацию, репродукцию картины).

   Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на структурную схему диалога.

Прилагательные на -ий, -ъе, -гм, -ьи. Их правописание

   Выписывание из текста словосочетаний с прилагательными. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям

Местоимение. Значение местоимений в речи.

Правописание личных местоимений с предлогами.

Письменный пересказ текста на основе коллективно cоставленного плана и выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.

Глагол. Значение глаголов в речи. Лексические группы глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении, включение их в описание картины (по данной рея продукции).

Изменение глаголов по лицам и числам. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы

 На -чь, различение глаголов на –тся  и -ться, написание глаголов 2-го лица единственного числа.

   Включение в диалог слов автора, данных отдельно и ха­рактеризующие речь участников диалога.

    Краткий письменный пересказ текста по вопросам. Пове­лительная форма глаголов.

Использование в диалоге глаголов в повелительной форме

     Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характери­зующие глаголы речи. Наречия, противоположные, по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении.

 Правописание наречий на и -о с проверкой их существительным (с окна, на окно, слева, направо).

  Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

    Числительное,. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи.

Правописание числительных: от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900.

Составные числительные, их правописание.

Текст. Повторение пройденного.

   Предложение. Текст

  Простое предложение, его характеристика. Сложное предложение, его характеристика.

Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и второстепенных членов и частях сложного предложения. Построение сложных пред­ложений. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты, включающие союзы что, чтобы, потому что, когда.

Текст. Повторение пройденного.

    Повторение. Деловое письмо.

   Повторение. Письмо, объявление, объяснительная запис­ка, заявление, расписка.

Доверенность. Текст доверенности, ее структурные ча­сти. Тематический словарь.

Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление доверенности из отдельных структурных ча­стей. Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями.

   Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы. Заполнение бланков доверенности.

  Автобиография. Текст автобиографии, ее структурны части. Тематический словарь.

Членение текста автобиографии на структурные части, правильное расположение их на листе бумаги.

Составление автобиографии из отдельных структурны частей.

Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями.

Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно.

Внесение автобиографических данных в различные документы. Заполнение бланков автобиографическими данными

Связная речь с элементами творчества

   Изложение текста (с элементами художественного описания) с предварительной отработкой всех его компонентов Использование образных средств языка.

Изложение статьи учебника географии или естествознания

  Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета и словаря.

 Коллективное описание героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой содержания и речевого оформления текста.

Сочинение-повествование по картине известного художника с коллективной отработкой плана и словаря к каждому пункту плана.

 Коллективное сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств  языка.

 Сочинение с элементами рассуждения на материале уро ков  труда. Предварительная отработка плана и словаря.

Сочинение творческого характера.

Составление автобиографии по данному плану.

Словарь (примерный перечень, не более 25 слов)

Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, веж ливый, ветеран, владелец, дубликат, жестокость, иждивенец изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, Сбербанк, свидетельство, торжественный

5. Требования к уровню подготовки учащихся

 1-й уровень
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80  слов);
      • составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
      • писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
      • составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
      • подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
      • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
      • находить и решать орфографические задачи;
      • оформлять все виды деловых бумаг;
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.
      2-й уровень
      • писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
      • принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
      • составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
      • составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
      • решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
      • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Контроль и учёт знаний и умений на уроках русского языка.

            Задача обеспечения усвоения программных знаний, овладения необходимыми умениями каждым учеником, контроля качества  – важная для учителя русского языка. Только система эффективной, своевременной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся даст эту возможность. 

            Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности целесообразности. Учитель должен проверить:

- усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, выполняя поставленную задачу;

- может ли ученик последовательно, целенаправленно и самостоятельно достигать поставленной цели;

- способен ли ученик выполнять освоенные действия в свёрнутом виде.

            Отсюда вытекает, что контроль усвоения материала по теме должен состоять из 3 частей:

- итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);

- контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

- итоговый контроль свёрнутой деятельности (контроль навыков).

             Контроль и учёт теоретических знаний учащихся осуществляется в форме беседы, устного и письменного опросов, тестирования. Обычный опрос учащихся занимает большое место на уроке, не позволяет проконтролировать сразу всех учащихся, не даёт представления об усвоении всем классом содержания темы урока. Поэтому в старших класса вводится контроль с помощью тестовых заданий. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении материала  всеми учениками класса. Традиционная форма контроля – диктант, но в силу особенностей учащихся она не является универсальной и недостаточно  верно отражает состояние дел. Анализ результатов всех форм работы даёт возможность оказывать нуждающимся учащимся целенаправленную индивидуальную помощь.

Оценка устных и письменных работ.

            Можно дать работе оценку «удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60 % заданий, оценку «хорошо» при выполнении от60 до 90 % заданий, оценку «отлично» при выполнении 100 % заданий. Лишь 35 % учащихся специальной (коррекционной) школы способны усвоить базовый стандарт программного материала (1 уровень),  40 % - достаточный (2 уровень), тогда как продвижение 25 % учащихся может быть оценено только по результатам индивидуальных достижений.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, словарно-орфографический);

- тест;

- изложение (подробное, выборочное, сжатое);

- контрольное списывание (осложнённое и неосложнённое);

- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по серии сюжетных картинок и плану, по итогам наблюдения во время экскурсии);

- устное сообщение по изученному правилу.

Используются элементы программированного обучения в виде тестов, разработанных самостоятельно.

Оценка устных ответов.

Устный опрос учащихся является одним из методов учёта зна­ний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

 б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

 г) последователь­ность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понима­ние материала, может с помощью учителя обосновать, самостоя­тельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответ­ствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые ис­правляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает мате­риал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд оши­бок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в посто­янной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

                                                  Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характepa относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредитель­ные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть ком­бинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим  заданием объём текста следует уменьшить.

Основные виды контрольных работ во II  -  IV классах — списывания и диктанты, в V— IX классах — диктанты.

Для грамматического разбopa следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических  заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

  Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на  правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встретились, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы.

Контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограм­мы на каждое правило.

  Примерный объём текстов контрольных работ в I классе — 8—10 слов, во II классе в начале учебного года —10—12 слов, к концу года—16—18 слов, в III классе — 20—25 слов, в IV — 30— 35 слов, в V —45—50 слов,  в VI — 65—70 слов, в VII—IX - 75—80 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги,  союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом ко­личестве исправлений, искажений в начертании букв и их соеди­нении оценка снижается на один балл, если это не связано с на­рушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

I—IV классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной — тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя — пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок,  чем  допустимо при оценке «2».

V—IX классы

       Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

      Оценка «4» ставится за работу с одной — двумя ошибками.

      Оценка «3» ставится за работу с тремя — пятью ошибками.

      Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.

       Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответству­ет одной орфографической ошибке.   Ошибки   на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а)  повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце -ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б)  две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при пе­реносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестанов­ки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое ис­кажение структуры слова). При выставлении оценки все одно­типные специфические ошибки приравниваются к одной орфо­графической ошибке.

   При оценке грамматического разбора следует руководствовать­ся следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе граммати­ческого разбора, работу   выполняет   без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает ус­воение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и  допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматиче­ских заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выпол­нить ни одного задания.

                                       ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ

Изложения и сочинения в специальной (коррекционной)  школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению из­ложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций словаря и орфографии.

С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.

В IV—V классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объёмом 20—45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объёму; в VI - VII  классах — 45—70   слов,   в   VIII—IX классах — 70 - 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—IX классах  допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность,  полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение  (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три-четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияю­щих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.

Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырёх ошибок в построении предло­жений и употреблении слов, более шести орфографических оши­бок.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения   

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. А. К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе»

Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос» 2002.

2. Н. М. Барская, Л. А. Кисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»

Москва, «Просвещение» 1992.

3. Н. Н. Бебешина, В. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. 5-9 классы»

4. А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (коррекционная педагогика)»

5. С. Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием» 5-9 класс «Каро» Санкт-Петербург, 200

 

              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по литературе. 9 класс.

1.Пояснительная записка

 Чтение. Учебник для 9 класса. Авторы-составители А.К. Аксёнова М.И. Шишкова. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011. (136 ч в год, 4 ч в неделю)

  Рабочая  программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем. программы специальных (коррекционных)   образовательных   учреждений  VIII  вида  А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации

2.Общая характеристика учебного предмета

     В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

 Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

 Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

 Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

 Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать

полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной

жизни.

 Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.  Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

                                           Типы урока:

    Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

 Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

                                 Методы и приёмы обучения :

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) ,наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.

                                       Формы работы:

 Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

 Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

-составление плана текста;

-пересказ текста по плану;

-пересказ текста по предполагаемым вопросам;

-продолжение текста;

-выразительное чтение;

-чтение наизусть;

-чтение по ролям.

3.Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, всего136 часов за учебный год.

    4.Содержание учебного предмета

 Русская литература XIX века

      (Примерный перечень с учетом расширения данных биографии и систематизированных разножанровых произведений одного автора.)
      А. С. Пушкин (поэзия, проза), Н. А. Некрасов (отрывки из поэтических произведений), А. А. Фет, А. Н. Майков (лирическая поэзия, природа родины), И. С. Тургенев (поэзия, отрывки из прозы), В. М. Гаршин (детская тематика, отрывки), А. П. Чехов

(короткие рассказы), Л. Н. Толстой (рассказы, отрывки), И. А. Бунин (поэзия, рассказы), А. И. Куприн и др.

Русская литература XX века

      (Примерный перечень с учетом требований современной жизни общества.)
     А. Н. Толстой, А. А. Платонов, М. А. Шолохов, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, В. П. Быков, Ф. А. Искандер, В. Г. Распутин и др. (В этой части уместно отбирать литературу, корректируя ее содержание с программой по истории для 9 класса.)

Навыки чтения

Продолжение работы над техникой чтения.
      Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
      Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
      Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.
      Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.
      Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
      Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.
      Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
      Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.
      Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.

5.Требования к уровню подготовки учащихся

      1-й уровень
      • читать вслух правильно, бегло, выразительно;
      • читать про себя доступные по содержанию тексты;
      • выделять идею произведения (с помощью учителя);
      • называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;
      • самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
      • ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
      • выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
      • использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;
      • выучить наизусть 10 стихотворений;
      • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
      2-й уровень
      • уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
      • участвовать в анализе произведения;
      • выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
      • пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
      • высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
      • учить стихотворения наизусть;
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк, допущенной Министерством образования Российской Федерации
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчиковой, допущенной Министерством образования

Учебник «Чтение» 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова - изд. «Просвещение», 2006 г.

М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. Волгоград, 2009 г.;


  • Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.;

Коррекционные упражнения:


  • Работа по карточкам.

 


Игровые упражнения

.

Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты,.

И.С.Гринченко. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе, Москва, 2002 г.;


  • О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, Москва, 2008 г.
 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Людмила (19.09.2014)
Просмотров: 838 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: