Главная » Статьи » Мои статьи |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку. 9 класс. 1.Пояснительная записка Учебник: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011. (102 ч в год, 3 ч. в неделю) Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации. Программа по русскому языку в 5—9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач. В программе структурно выделяются два раздела: «Грамматика, правописание, развитие речи» и «Чтение и развитие речи». Эти разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 2-й уровень предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Грамматика, правописание и развитие речи 2.Общая характеристика учебного предмета Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. 3.Место предмета. 4.Содержание учебного предмета Повторение. Простые и сложные предложения без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания. Обращение. Использование обращения в диалоге. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Дополнение текста недостающими сведениями (фактами, примерами) с опорой на рисунок. Текст. Повторение пройденного. Состав слова Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них. Сложносокращенные слова (НТВ, АТС). Использование в тексте сложных и сложносокращенных слов. Текст. Повторение пройденного. Существительное. Значение существительных в речи. Смысловые группы существительных. Составление сочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова. Несклоняемые существительные. Определение их род. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых существительных. Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников. Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных. Включение прилагательных в описание портрета (с onорой на иллюстрацию, репродукцию картины). Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на структурную схему диалога. Прилагательные на -ий, -ъе, -гм, -ьи. Их правописание Выписывание из текста словосочетаний с прилагательными. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям Местоимение. Значение местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами. Письменный пересказ текста на основе коллективно cоставленного плана и выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана. Глагол. Значение глаголов в речи. Лексические группы глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении, включение их в описание картины (по данной рея продукции). Изменение глаголов по лицам и числам. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы На -чь, различение глаголов на –тся и -ться, написание глаголов 2-го лица единственного числа. Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующие речь участников диалога. Краткий письменный пересказ текста по вопросам. Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия, противоположные, по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении. Правописание наречий на -а и -о с проверкой их существительным (с окна, на окно, слева, направо). Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям. Числительное,. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи. Правописание числительных: от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900. Составные числительные, их правописание. Текст. Повторение пройденного. Простое предложение, его характеристика. Сложное предложение, его характеристика. Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и второстепенных членов и частях сложного предложения. Построение сложных предложений. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты, включающие союзы что, чтобы, потому что, когда. Текст. Повторение пройденного. Повторение. Письмо, объявление, объяснительная записка, заявление, расписка. Доверенность. Текст доверенности, ее структурные части. Тематический словарь. Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. Составление доверенности из отдельных структурных частей. Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями. Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы. Заполнение бланков доверенности. Автобиография. Текст автобиографии, ее структурны части. Тематический словарь. Членение текста автобиографии на структурные части, правильное расположение их на листе бумаги. Составление автобиографии из отдельных структурны частей. Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями. Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно. Внесение автобиографических данных в различные документы. Заполнение бланков автобиографическими данными Связная речь с элементами творчества Изложение текста (с элементами художественного описания) с предварительной отработкой всех его компонентов Использование образных средств языка. Изложение статьи учебника географии или естествознания Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета и словаря. Коллективное описание героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой содержания и речевого оформления текста. Сочинение-повествование по картине известного художника с коллективной отработкой плана и словаря к каждому пункту плана. Коллективное сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка. Сочинение с элементами рассуждения на материале уро ков труда. Предварительная отработка плана и словаря. Сочинение творческого характера. Составление автобиографии по данному плану. Словарь (примерный перечень, не более 25 слов) Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, веж ливый, ветеран, владелец, дубликат, жестокость, иждивенец изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, Сбербанк, свидетельство, торжественный 5. Требования к уровню подготовки учащихся 1-й уровень Контроль и учёт знаний и умений на уроках русского языка. Задача обеспечения усвоения программных знаний, овладения необходимыми умениями каждым учеником, контроля качества – важная для учителя русского языка. Только система эффективной, своевременной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся даст эту возможность. Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности целесообразности. Учитель должен проверить: - усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, выполняя поставленную задачу; - может ли ученик последовательно, целенаправленно и самостоятельно достигать поставленной цели; - способен ли ученик выполнять освоенные действия в свёрнутом виде. Отсюда вытекает, что контроль усвоения материала по теме должен состоять из 3 частей: - итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний); - контроль уровня сформированности умений (контроль умений); - итоговый контроль свёрнутой деятельности (контроль навыков). Контроль и учёт теоретических знаний учащихся осуществляется в форме беседы, устного и письменного опросов, тестирования. Обычный опрос учащихся занимает большое место на уроке, не позволяет проконтролировать сразу всех учащихся, не даёт представления об усвоении всем классом содержания темы урока. Поэтому в старших класса вводится контроль с помощью тестовых заданий. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении материала всеми учениками класса. Традиционная форма контроля – диктант, но в силу особенностей учащихся она не является универсальной и недостаточно верно отражает состояние дел. Анализ результатов всех форм работы даёт возможность оказывать нуждающимся учащимся целенаправленную индивидуальную помощь. Оценка устных и письменных работ. Можно дать работе оценку «удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60 % заданий, оценку «хорошо» при выполнении от60 до 90 % заданий, оценку «отлично» при выполнении 100 % заданий. Лишь 35 % учащихся специальной (коррекционной) школы способны усвоить базовый стандарт программного материала (1 уровень), 40 % - достаточный (2 уровень), тогда как продвижение 25 % учащихся может быть оценено только по результатам индивидуальных достижений. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: - диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, словарно-орфографический); - тест; - изложение (подробное, выборочное, сжатое); - контрольное списывание (осложнённое и неосложнённое); - сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по серии сюжетных картинок и плану, по итогам наблюдения во время экскурсии); - устное сообщение по изученному правилу. Используются элементы программированного обучения в виде тестов, разработанных самостоятельно. Оценка устных ответов. Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» за устные ответы не ставится. Оценка письменных работ. К классным и домашним письменным работам обучающего характepa относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ во II - IV классах — списывания и диктанты, в V— IX классах — диктанты. Для грамматического разбopa следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встретились, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило. Примерный объём текстов контрольных работ в I классе — 8—10 слов, во II классе в начале учебного года —10—12 слов, к концу года—16—18 слов, в III классе — 20—25 слов, в IV — 30— 35 слов, в V —45—50 слов, в VI — 65—70 слов, в VII—IX - 75—80 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединении оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: I—IV классы Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с одной — тремя ошибками. Оценка «3» ставится за работу с четырьмя — пятью ошибками. Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок. Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2». V—IX классы Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с одной — двумя ошибками. Оценка «3» ставится за работу с тремя — пятью ошибками. Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок. Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2». В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце -ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами. Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления. Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ Изложения и сочинения в специальной (коррекционной) школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций словаря и орфографии. С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю. В IV—V классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объёмом 20—45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объёму; в VI - VII классах — 45—70 слов, в VIII—IX классах — 70 - 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка. Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки. Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три-четыре орфографические ошибки. Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками. Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок. Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. А. К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос» 2002. 2. Н. М. Барская, Л. А. Кисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы» Москва, «Просвещение» 1992. 3. Н. Н. Бебешина, В. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. 5-9 классы» 4. А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (коррекционная педагогика)» 5. С. Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием» 5-9 класс «Каро» Санкт-Петербург, 200
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе. 9 класс. 1.Пояснительная записка Чтение. Учебник для 9 класса. Авторы-составители А.К. Аксёнова М.И. Шишкова. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011. (136 ч в год, 4 ч в неделю) Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А. К. Аксёновой, Н. Г. Галунчиковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2.Общая характеристика учебного предмета В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: - составление планов; - краткие и подробные пересказы текста; - устные сочинения-характеристики героев; - развитие художественной фантазии у детей; - придумывание финала, опираясь на развитие событий. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни. Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Типы урока: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи. Методы и приёмы обучения : Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) ,наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический. Формы работы: Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: -составление плана текста; -пересказ текста по плану; -пересказ текста по предполагаемым вопросам; -продолжение текста; -выразительное чтение; -чтение наизусть; -чтение по ролям. 3.Место предмета в учебном плане 4.Содержание учебного предмета Русская литература XIX века (Примерный перечень с учетом расширения данных биографии и систематизированных разножанровых произведений одного автора.) (короткие рассказы), Л. Н. Толстой (рассказы, отрывки), И. А. Бунин (поэзия, рассказы), А. И. Куприн и др. Русская литература XX века (Примерный перечень с учетом требований современной жизни общества.) Навыки чтения Продолжение работы над техникой чтения. 5.Требования к уровню подготовки учащихся 1-й уровень 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
| |||||||||||
Просмотров: 838 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |