Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Росинка

Суббота, 18.05.2024
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма при обучении детей с ограниченными возможностями

В педагогической практике установлено, что образовательные технологии - это система деятельности педагога и учащегося, которая направлена на конкретный результат. Результат – это успех. Нужен ли ученику успех? «Да!»- скажет каждый из нас. В успехе заинтересованы и ученики, и учителя. Вывод: деятельность педагога должна быть направлена на создание ситуации успеха в учении.

Создавая  условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои образовательные технологии, которые побуждают ученика добывать знания.   Выбор педагогических технологий  зависит  от специфики учебного предмета.

 Использование элементов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма способствует полноценному усвоению материала при самостоятельной работе школьников с учебником.

В качестве примера приведем пошаговую работу над текстом в классе коррекционно-развивающего обучения.

Шаг первый. Чтение текста по смысловым отрывкам. Осмысление текста. Объяснение новых слов и выражений.

Шаг второй. Выделение учениками  ключевого слова или словосочетания в тексте. Например: живой мир. Этот шаг позволяет каждому учащемуся выделить значимые именно для него понятия.

Шаг третий. Запись ключевого словосочетания и погружение в текст. Находим слова, которые помогают расшифровать ключевое словосочетание. Эти слова можно расшифровать и существительными, и глаголами, в зависимости от того, каким его увидят ученики: в движении или в образах. Живой мир - муравьи, кузнечики, воробей, кот, ветер. Перед нами появляются образы.

Живой мир – копошится, тащит, двигается, скачет, прыгает, наблюдает, колышет. В данном варианте мир мы видим в движении.

 Шаг четвертый. Учащиеся с помощью вводных конструкций, которые даются ученикам заранее (я думаю, мне кажется, по моему мнению,  таким образом), составляют свои предложения, рассуждая, почему мир живой. Например: Мир движется, копошится, тащит, дышит, прыгает, скачет. Таким образом, я могу сказать, что мир живой. Этот шаг позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры в зависимости от поставленной цели.

Шаг пятый. Прослушивание составленных предложений. Это поможет  рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Сконструированное лучшее предложение записывается на доске и в тетрадях.

Задача учителя работать не только над обогащением словарного запаса учащихся, но и над увеличением его подвижности, которым владеет ученик в данный момент, связывать грамматические и речевые аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода. И с этой целью  переходим к следующему шагу. Составление своего текста на основе данного.

Исходный текст из учебника 9 класса.

«Миша улегся в саду на траве. Огромный живой мир копошился вокруг.

Муравей тащил хвоинку. Рядом  с ним двигалась его маленькая тень. По траве скакал кузнечик на согнутых ножках. По дорожке боком прыгал воробей. С крыльца беседки за ним внимательно наблюдал кот. Ветер колыхал траву. Приятная истома охватила Мишу» [1, c. 4].

 Ключевой тезис технологии развития критического мышления -конструирование знания в рамках собственной поисковой деятельности. Результаты можно посмотреть на двух примерах работ учащихся. 

            Работа Рузавина Георгия.

Огромный мир

Я улегся в саду на траве. И вдруг я осознал, что мир огромен. По синему небу куда-то спешили облака. Где-то заливается жаворонок. Глаза слепит солнце, и я повернулся спиной к небу.

И снова  сделал открытие: мир-то живой. Я увидел, как муравей тащил хвоинку. Внимательно смотрел, как рядом с ним двигалась его маленькая тень. По траве скакал кузнечик на согнутых ножках. Я протянул руку, чтобы его поймать, но он исчез.

Птички прыгали с ветки на ветку. Около дома клевал зернышки воробей. С крыльца наблюдал за ним  кот Васька. Васька прыгнул, но воробей  успел улететь.

Легкий ветер дул, шелестела трава, ветки дерева шептались о чем-то.  Падали яблоки с яблонь. Одно яблоко покатилось ко мне. Приятная истома охватила меня.

Работа Тихонова Дениса.

Мир огромен.

У меня не было настроения, я решил в саду полежать на траве. Я посмотрел на облака, а потом на сад. Вокруг меня был огромный мир.

Я оторвал взгляд от неба и увидел маленького муравья, который тащил хвоинку. Я пригляделся и заметил, что хвоинка больше муравья. Вдруг через него перепрыгнул кузнечик. Видно было, что он куда-то спешил. Он скакал почему-то по дорожке боком, я даже усмехнулся.

В беседке за воробьем внимательно наблюдал кот. У меня поднялось настроение.

Мир огромен. Я решил, что каждый пустяк не должен портить настроение.

Каждый ученик, даже слабоуспевающий, сумеет написать свой вариант сочинения, заменяя слова исходного  текста, таким образом, шаг за шагом приближаясь к самостоятельному сочинению подобных текстов описания с элементами рассуждения.  Это и есть успех, пусть небольшой, но он привел ученика с ограниченными возможностями здоровья к определенному результату, который оценивается не только отметкой, но и словами: «Молодец! Ты сегодня очень постарался». Использование элементов критического мышления посредством письма и чтения позволяет мне создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.

Категория: Мои статьи | Добавил: Людмила (12.05.2015)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: